Святыни храма

Мощи святого праведного Симеона Верхтурского.

В нашем храме любой верующий может приложиться к мощам угодника Божия — святого праведного Симеона Верхотурского и попросить его о помощи и предстательстве перед Богом. Согласно постановлению Седьмого Вселенского Собора «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима. Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике.


Плат с мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Именно этим платом ранее покрывались мощи святого праведного Симеона Верхотурского в месте их пребывания — Свято-Николаевском мужском монастыре. Теперь плат находится в нашем храме и любой верующий может приложится к нему.


Мощи святого Косьмы Верхотурского, Христа ради юродивого

Мощи этого угодника Божия теперь есть в нашем храме. Краткое житие Косьмы Верхотурского:

Блаженный Косма был родом из самого города Верхотурья и жил в конце ХVII — начале XVIII столетия. Он был родом из обывателей, носил фамилию Немтчинова (или Немтикова) и проживал в доме родителей. Его отец был переселенцем из Великого Устюга, а в Верхотурье занимался торговлей. Мать блаженного Космы была дочерью священника. С детства Косма страдал болезненностью ног и ходил на костылях. Юродствовать он начал с ранних лет; часто по ночам уходил из дома помолиться. Как и большинство юродивых, подвергался он преследованиям городских мальчишек. Однажды летом его видели убегающим от швырявших в него камнями преследователей. Встретившуюся ему на пути реку он тогда перешел «аки по суху».

Служб в храме Косма не пропускал и особенно сострадал бедным. Скончался блаженный 8 декабря 1680 года и погребен был в ограде Верхотурского собора. Над местом его погребения одна благочестивая вдова соорудила часовню. Блаженный явился ей во сне босой, в одной рубашке, в облике молодого человека лет двадцати пяти-тридцати, среднего роста, приятной наружности. Себя он назвал Космой и просил вдову накрыть могилу от скотины, которая ее попирает.

О времени успения блаженного Космы есть и другие сведения, говорящие о более поздней дате. Считается, что он участвовал в состоявшемся 12 сентября 1704 года перенесении из села Меркушинского в Верхотурский Николаевский монастырь мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Примечательно, что на древних иконах, где изображается перенесение мощей святого Симеона, среди участников торжества запечатлен юродивый на костылях.

Умер блаженный Косма тридцати-тридцати пяти лет от роду.


Мощи преподобного Агапита Печерского, врача безмездного

Краткое житие преподобного Агапита Печерского:

Пре­по­доб­ный Ага­пит Пе­чер­ский ро­дил­ся в Ки­е­ве, был уче­ни­ком св. пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го. Свя­той Ага­пит без­воз­мезд­но по­мо­гал боль­ным, ис­це­ляя их сво­ей мо­лит­вой и да­вая им те тра­вы, ко­то­рые сам упо­треб­лял в пи­щу. Пре­по­доб­ный пре­тер­пел мно­го скор­бей от за­вист­ли­во­го вра­ча-ар­мя­ни­на, ко­то­рый хо­тел его отра­вить Но Гос­подь хра­нил сво­е­го угод­ни­ка, и яд не вре­дил ему. Сво­и­ми чу­де­са­ми св. Ага­пит об­ра­тил в пра­во­сла­вие вра­ча-ар­мя­ни­на, и тот при­нял ино­че­ский об­раз. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ага­пит мир­но по­чил о Гос­по­де око­ло 1095 г., был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.


Икона святых благоверных князей Петра и Февронии.

Данная икона была написана специально для нашего храма и освящена на мощах святых благоверных князей Петра и Февронии во время поездки в Муром группы паломников вместе с иереем Андреем Щукиным. Перед этой иконой в нашем храме вот уже 3 года каждое воскресенье в 14.00 служатся акафисты святым Петру и Февронии. Молитва помогла обрести семью уже 15 парам!

Краткое житие святых Петра и Февронии:

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.


Иконы «Прибавление Ума» и «Святая Великомученица Екатерина»

Эти иконы были написаны для нашего храма по просьбе прихожан и расположены на стенах по левую и правую сторону от центральной части храма.

Немного о иконе «Прибавление Ума»:

История этой иконы сложна и удивительна. По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление ума».

Фигуры Богородицы и Богомладенца покрыты колоколоподобным одеянием с крестами в качестве орнамента, что символизирует скорбь и прославление. Фигуры расположены на фоне портала райского входа с восседающими на облаках ангелами со светильниками в руках, символизирующими свет истины.

У подножия райского входа в виде миниатюрных домиков изображён Небесный Иерусалим.

Символика иконы отражает идею искупительной жертвы Иисуса Христа, открывающей верующим дорогу в Небесный Иерусалим. Так же как и перед иконой «Ключ Разумения», перед этим образом молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении


Икона святителя Спиридона Тримифунтского

Икона была освящена на мощах святого Спиридона Тримифунтского и привезена в наш храм иереем Виктором Явичем во время его поездки в Грецию.

Житие святителя Спиридона Тримифунтского: 

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипре, где Евангелие Христово было возвещено в I веке святыми апостолами Павлом и Варнавой. О существовании Кипрской Церкви с глубокой древности свидетельствуют многие кипрские святые, поименованные в греческом синаксаре.

С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму— в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324— 337) и его сына Констанция (337 — 361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твердой верой во Всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно.

Провидя тайные грехи людей, Святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам Святого, постигало наказание Божие.

Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един есть Бог, сотворивший Небо и Землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совокресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты — не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание». Философ признал правоту святителя и сказал своим друзьям: «Пока состязание велось посредством доказательств, я своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств, из уст этого старца стала исходить какая-то особенная сила — доказательства против нее бессильны,— Богу человек противиться не может… последуем за этим старцем, устами его говорил Сам Бог». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его — вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Вот три стихии, а кирпич один,— сказал святитель Спиридон.— Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». По некоторым сведениям, святитель Спиридон участвовал и в деяниях Поместного Собора 342—343 годов в городе Сердике (ныне столица Болгарии София).

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова — Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (десная рука святителя почивает в Риме). Мощи сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. «Тело св. Спиридона, — говорит один ученый грек, — и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо… в таком жарком месте, как Корфу; подверженное теплым и сырым испарениям, оно не потерпело ни малейшей перемены. Все это, как оно ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано». Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. «Солоноворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя

Невзирая на то, что в православии материальный достаток не считается истинной целью человека и о нем не принято просить и молиться, но среди тех, кого Церковь считает святыми, есть тот, к кому часто обращаются с просьбами о материальной помощи и стабильности.
Спиридона Тримифунтского часто просят помочь с делами на работе, с деньгами, с решением жилищных трудностей и других мирских дел.
Но после ознакомления с его житием приходит понимание, что святого Спиридона просят и во многих других случаях, ведь в христианстве он почитается наравне со своим современником – святым Николаем Чудотворцем.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.


Икона Пресвятой Богородицы «Цамбика» — Покровительница материнства и семьи

В Греции, в самом центре острова Родос, на живописном восточном побережье стоит знаменитый монастырь Богородицы Цамбики. Здесь находится чудотворная икона Богородицы, покровительницы острова.

Чудесным образом икона была обретена здесь в XV веке. Как гласит предание,  однажды местный пастух, присматривая за своим стадом, увидел на вершине прибрежной скалы странное свечение, которое повторилось и на следующий день. Заинтересовал этот огонек пастуха, но не решился он отправиться на вершину, опасаясь разбойников, которые могли затаиться там, на скале. И в третий день свечение повторилось. Тогда, набравшись смелости, позвав других жителей деревни, отправляется пастушок в путь к вершине. 
 
Когда же люди взобрались на скалу, там увидели они на ветви одного из деревьев небольшую икону Богородицы в серебряном окладе, которая и источала свет. Тогда один из присутствующих воскликнул на местном наречии – Цамба! – что означает «искра», «свет». Так и стали называть эту икону – иконой Богородицы Цамбики.
Данная икона известна благодаря многочисленным чудесам, связанным с дарованием детей супругам.
Ночью с 7 на 8 сентября бесплодные женщины совершают особое таинство: они смазывают живот освященным маслом и завязывают вокруг талии шерстяную нить, прочитывают молитву Богородице Цамбике, берут в руку восковую свечу в форме младенца и отправляются в путь,  в на вершину скалы  к иконе. А путь их ждет не простой – подъем на высоту более 200 метров, 360 ступеней. Особо отчаявшиеся, по традиции совершают этот подъем на коленях, беспрестанно читая молитву, многих сопровождают их мужья и семьи. Поднявшись в храм, встав возле иконы, вновь произносит женщина молитву Богородице и зажигает свечу в форме младенца. Когда свеча сгорает, должна женщина проглотить ее огарок.
 
Когда же долгожданное чудо свершается — а искренняя вера творит чудеса,- когда малыш появляется на свет, многие родители возвращаются в этот монастырь, чтобы именно здесь младенца крестить. Причем, есть традиция – в знак благодарности нарекают ребенка в крещении в честь святыни: мальчика – Цамбикос, девочку – Цамбика. Сами же родосцы очень любят свою Богородицу и детей своих называют в ее честь: сегодня Цамбикос и Цамбика – одни из самых распространенных на острове имен.

В нашем храме пребывает список с этой иконы.

Читать подробнее об иконе и монастыре можно по следующим ссылкам:

http://www.ilovegreece.ru/about-greece/orthodoxy/miraculous-icons/virgin-tsambika

https://anashina.com/poezdka-v-monastyr-bogorodicy-cambiki-na-rodose/


Икона Божией Матери «Тихвинская»

История Тихвинской иконы Божией Матери:

По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке её из Иерусалима перенесли в Константинополь, где для неё был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до взятия турками Константинополя, эта икона исчезла из храма и явилась над водами Ладожского озера в чудном сиянии. Затем, таинственно переходя с места на место по воздуху, она начала своё путешествие по России, и остановилась близ города Тихвина. Здесь, на месте её нового явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1560-м году при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь, где икона прославилась множеством чудес, особенно во время войны со шведами в начале XVII века.

Многочисленные списки чудотворного образа благоговейно почитались во многих православных храмах и сами прославились чудотворениями, а Тихвинская икона Божией Матери стала одной из самых любимых в русском народе. В 20-е годы минувшего столетия монастырь был разорён и закрыт, а чудотворный образ перенесён в один из уцелевших приходских храмов города. В марте 1942-го года вместе с военными трофеями чудотворная Тихвинская икона была вывезена немцами в оккупированный Псков. Через 2 года отступающие немецкие войска перевезли чудотворный образ в Ригу. Вскоре святыня продолжила свой путь через опалённые войной Польшу и Германию — в Америку. В июне 2004-го года Тихвинская икона Божией Матери была возвращена в Успенский Большой Тихвинский мужской монастырь.

Предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы да сохранит Господь Церковь, Отечество и народ наш от всех бед и напастей!

Из послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.


Икона Божией Матери «Смоленская»

История Смоленской иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительница», по-гречески «Одигитрия», по преданию, была написана св. евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда христианская вера восторжествовала, то «Путеводительницу» из Иерусалима перенесли в Царьград, откуда греческие императоры очень часто брали её с собой в походы против неприятелей и с ней одерживали победы. Когда же в XI веке греческий император Константин Мономах выдавал свою дочь Анну за Черниговского князя Всеволода, он благословил её списком с этой иконы. Сын Всеволода, Владимир Мономах перенёс эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. А спустя сто с лишним лет явила свою чудесную помощь жителям города: по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий проник в стан Батыя и перебил множество врагов, при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величавый лик Которой привёл в ужас врагов. В XIV веке икона была перенесена из Смоленска в Москву, но полвека спустя жители Смоленска попросили вернуть им икону. И великий князь Василий Тёмный, посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве её точный список. На Девичьем поле, там, где перед иконой совершено было прощальное молебствие, в память этого события был выстроен и поныне существующий Новодевичий монастырь.

Последние достоверные сведения о чудотворном образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорён не был. Вошедшие в город 1 августа 1941 года немецкие войска обнаружили икону на изначальном месте, и не повреждённой. Но когда два года спустя Смоленск был освобождён советскими войсками, иконы там уже не было. Существует много чтимых списков с иконы Смоленской Одигитрии.


Иконостас

Иконостас в нашем храме сделан из фарфора и изготовлен на Сысертском заводе художественного фарфора. Иконостас был установлен совместными средствами прихожан и Екатеринбургской Епархии.


Икона святого благоверного князя Александра Невского

Икона была подарена нашему храму благочестивой женщиной, которая нашла икону лежащей на чердаке.

Житие святого благоверного князя Александра Невского:

Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра –– для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

«Не бойтесь убивающих тело,— провозглашает Слово Божие.— Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне» (Мф. 10:28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!

Митрополит Иоанн (Снычев)


В подготовке данного материала использованы следующие источники:
1) http://foma.ru/kto-i-zachem-razdelyaet-moshhi-svyatyih-na-chastitsyi.html
2) http://www.ilovegreece.ru/about-greece/orthodoxy/miraculous-icons/virgin-tsambika
3) https://anashina.com/poezdka-v-monastyr-bogorodicy-cambiki-na-rodose/
4) https://days.pravoslavie.ru/Life/life6688.htm
5) http://www.optina.ru/holidays/0810/ — история Смоленской иконе Божией Матери.
6) http://www.optina.ru/holidays/0709/ — история Тихвинской иконе Божией Матери
7) http://www.optina.ru/holidays/0912/ — житие Александра Невского
8) http://www.vidania.ru/icony/icon_pribavlenie_uma.html — икона «Прибавление Ума»
9) http://tihvinskiy.ru/svyatyini/chudotvornyiy-obraz-bozhiey-materi-pribavlenie-uma/ — икона «Прибавление Ума»
10) http://akafist.ru/saints/spiridon-trimifuntskij/kratkoe-zhitie — житие Спиридона Тримифунтского

Поделиться: