Материалы подготовила Н.Н.Козынцева,
член Уральского историко-родословного общества (УИРО)
Путь к возведению храма в честь уральского праведника
Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского была задумана как центр религиозного просвещения Юго-Восточной окраины Екатеринбурга, населенной в начале XX века небогатым фабричным людом, домохозяевами, мелкими торговцами, при этом значительная часть населения была старообрядческой.
В 1906 году храм украсил собою Ночлежную площадь — именно такое название носила Площадь Обороны в ту пору. Но история храма начинается на 11 лет раньше и связана с историческим юбилеем, который отмечала Екатеринбургская епархия в 1895 году.
18/31 декабря (н.ст.) 1895 г. — исполнилось 200 лет со дня обретения мощей праведного Симеона Верхотурского. По этому случаю действовавшее в Екатеринбурге одноименное церковное братство провело торжественное собрание, на котором члены общества в память об исторической дате приняли решение создать братскую икону и хоругвь праведного Симеона. Их предполагалось разместить в Градо-Екатеринбургском Екатерининском соборе с тем, чтобы члены братства ежегодно в этот памятный день собирались у святынь для общей молитвы своему небесному покровителю.
Январь 1897 г. – члены братства решили, что вместо создания иконы и хоругви лучшим способом увековечить память небесного покровителя Уральской земли станет сооружение церкви-школы в честь святого Симеона.
Справка: Братство Праведного святого Симеона Верхотурского занималось вопросами просвещения, православного миссионерства, благотворительностью, развитием трезвеннического движения.
Апрель 1897 г. – братство Праведного Симеона обращается к градоначальнику И. С. Бурдакову с прошением о безвозмездном отводе участка земли для постройки церкви-школы, домов под квартиры для будущих священнослужителей и учителя школы, а также для устройства при ней образцового огорода или сада.
«Наиболее удобным… местом… Совет Братства признает восточную половину «Ночлежной» площади, именно совершенно свободный от построек квартал, границами которого служат: с востока – Обсерваторская улица, с запада – Кузнецкая улица, с севера – Александровский проспект и с юга – Ночлежная улица».*
* ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.1. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви (10.04.1897 – 30.04.1908).
Примечание: Обсерваторская улица — ныне ул. Бажова; Кузнецкая улица — в наши дни на указанной территории не существует, приблизительно совпадает с тротуаром перед храмом; Александровский проспект — ул. Декабристов; Ночлежная улица — ул. Тверитина.
Резолюция городского головы была положительной:
«Желание братства заслуживает сочувствия и удовлетворения со стороны города уже по одному тому, что постройка церкви в Юго-Восточной части города крайне необходима, равно как и учреждение там школы, которая служа на пользу городскому населению и содержась на средства братства, заменит школу городскую, а тем окажет материальную поддержку и городской кассе»*
* ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.2 об. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви (10.04.1897 – 30.04.1908).
По условиям на предоставляемой площади Симеоновское братство должно было в течение 15 лет построить церковь-школу, в противном случае – выкупить это место у города, уплатив его стоимость по современной платежу цене. С поставленной задачей общество справилось блестяще.
Закладка, строительство и освящение Свято-Симеоновской церкви
Первоначально разработанный проект предполагал устройство деревянной церкви. Однако еще в период подготовки к строительству планы были изменены, и выработан проект возведения церкви в камне.
27 июня/10 июля н.ст. 1901 г. — состоялась закладка храма, ее совершил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней.
Вот что пишет об этом событии епархиальный печатный еженедельник:
«27 июня совершилось заложение церкви-школы… В 10 ч. 40 м. из Крестовоздвиженской церкви на место постройки направился крестный ход, в котором участвовало до 16 священнослужителей. Ко времени прибытия крестнаго хода к месту назначения сюда же прибыл и Преосвященный Владыка. Здесь, в особо устроенной палатке, был совершен чин на основание церкви, причем Владыка сам на месте будущего Престола водрузил крест и окропил рвы, выкопанные под фундамент здания, св. водою. Несмотря на будничный день, стечение народа на торжество закладки было довольно многочисленно…»*
* Екатеринбургские епархиальные ведомости, №13 (1 июля 1901 г.), отдел неофициальный, с.617
Строительство велось на средства Свято-Симеоновского братства, а также на народные пожертвования. Те же Екатеринбургские Епархиальные ведомости сообщали о жертвователях, которые, к слову не были исключительно уральцами. Так крестьянин Вятской губернии Иван Константинович Черных пожертвовал 300 руб. с тем, чтобы на половину суммы были приобретены колокола для церкви, а остальную часть поместили в банк, чтобы на процент с них поминались названные им лица. Другим жертвователем была дама, не пожелавшая назвать себя. На сумму 100 рублей она преподнесла храму утварь: серебряную дарохранительницу, дароносицу, металлическое молебное Евангелие, водосвятную чашу, кропило, блюдо для благословения хлебов, кадило и копие.
25 сентября/8 октября н.ст. 1905 г. — главы Симеоновской церкви были увенчаны крестами.
23 апреля/6 мая н.ст. 1906 г. — состоялось освящение храма. Богослужение возглавил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир.
Таким образом, братство Святого Симеона Верхотурского сумело собрать средства и построить храм в более сжатые сроки, чем было оговорено в условиях предоставления городской Думой участка под церковь.
Июнь 1906 г. — совет Симеоновского братства уведомил городскую думу, что:
«главное обязательство Братством выполнено: церковь на 600 человек молящихся и 2 школьных помещения при ней на 140 человек на Ночлежной площади построены; в одном из школьных помещений 22 ноября 1905 г. производились уже занятия с 54 учащимися, а в церкви с 23 апреля сего 1906 года начато совершение богослужений»*
* ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.24. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви. (10.04.1897 – 30.04.1908).
Жизнь прихода до революции
После освящения храма архиереи также навещали приход. Так, например, в 1914 году Епархиальные ведомости вновь сообщают, что 22 июня (5 июля н.ст.) здесь служил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим. Население прихода, по отзыву местного настоятеля, занятое работами на соседних фабриках и заводах довольно равнодушно относится как к посещению храма. По окончании богослужения владыка говорил об этих недостатках прихожан и выразил надежду, что будущее поколение, воспитывающееся при храме, будет не таким, как нынешнее.
«Дети, привыкшия к храму, не забудут его, не порвут с ним своей связи, но будут и потом стремиться сюда, будут и приносить сюда крупицы от трудов своих. Хотелось бы думать, говорил владыка, что этот храм навсегда останется для них местом, куда они будут стремиться, чтобы отдыхать душой. Задача настоящего причта – упрочить связь прихожан с храмом, сделать этот храм, построенный в центре религиозной темноты, источником истинного света. В том обстоятельстве, что при храме в последнее время возникло общество трезвости, насчитывающее в своих рядах более тысячи членов, Владыка видит хороший проблеск будущаго»*
*Екатеринбургские епархиальные ведомости, 29 июня 1914, отдел неофициальный, №26, с.580-581.
Сохранились описания внутреннего убранства храма и его внешнего облика.
Здание было каменным, одноэтажным и однопрестольным, в форме креста. В два ряда располагались окна, в нижнем ярусе было 12 окон, в верхнем – 8. Здание отапливалось печами. Колокольня была в один ярус высотой, набор колоколов был общим весом в 56 пудов 21 фунт. Над входными дверями в церковь была закреплена икона Симеона Верхотурского в медной ризе и золоченом киоте. Церковь и усадьба обнесена забором. Здание храма выбелено снаружи мелом и покрыто железной крышей, «окрашенной малахитом».
В церковь был один вход через трое дверей. От входа одна деревянная лестница вела на колокольню; другая – через двухэтажную сторожку внутри строения, выводила на хоры, которые отделены барьером из точеных крашеных деревянных колонн.
С двух сторон от входа в храм были обустроены пристрои школы. Каждый — в две комнаты: одна из них была классной комнатой, другая – прихожей. У школьных пристроев были самостоятельные выходы в ограду. Над пристроями вторым этажом были сделаны помещения для церковной ризницы (помещение для хранения облачений и церковной утвари).
Внутри храм был расписан масляными красками, украшен цветным орнаментом и священными изображениями. Было проведено электрическое освещение с 5-ю лампочками, также в ходу были керосиновые лампы. Иконостас деревянный столярной работы, в цвет темного дуба с резьбой.
Закрытие храма
Вышеприведенные описания храма мы встречаем в документах, связанных уже с закрытием церкви, которое произошло после установления советской власти, в 1928 г. Таким образом, храм после своего открытия был действующим недолго – с 1906 по 1928 гг.
5 апреля 1927 г. — Свердловский окружной исполнительный комитет, по ходатайству Свердловского Горсовета, вынес постановление о необходимости закрытия в городе Свердловске Симеоновской церкви. В дальнейшем здание предполагалось использовать под культурно-просветительные учреждения.
Прихожане, однако, не сдавались, жаловались в Москву Председателю ВЦИК Калинину телеграммой и снаряжали в командировку своих представителей.
«Верующие прихожане закрытых постановлением ВЦИК Свердловских церквей Симеоновской и Спасской согласия на закрытие не давали. Налоги платили исправно, нужда в удовлетворении религиозных потребностей многочисленных верующих рабочих масс велика. Просим исполнение приостановить и дело пересмотреть, выезжает депутация»*.
* ГАСО. Ф.Р-854. Оп.1. Д.1. Л.236. Протокол о закрытии церквей Спасской и Семеновской. Списки прихожан. Устав Семеновского религиозного общества (1920-1928).
Февраль 1928 г. — Симеоновскому религиозному обществу из Свердловского горсовета пришло уведомление, что его жалоба о закрытии храма Президиумом ВЦИК отклонена и Симеоновский храм передается ОКРОНО под школу.
Церковное имущество первоначально по просьбе прихода было передано для временного хранения в Александро-Невский собор. Симеоновские колокола властями переданы в Управление пожарной охраны. Сами прихожане временно перешли в состав Александро-Невского общины, но при этом продолжали надеяться на нормализацию приходской жизни. Однако будущее церковного здания было предрешено: его собирались переоборудовать под школу.
История церковного здания в советские годы
Так бывшее церковное здание заняла образцовая средняя школа №13 имени Я.М.Свердлова.
В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Нововведение распространялось на семилетние и средние школы крупнейших городов областных и краевых центров. Коснулось оно и школы №13: мальчики перешли в школу №40, а 13-я школа стала женской.
В 1954 году по постановлению правительства школа была реорганизована и стала первой в городе школой с преподаванием ряда предметов на английском языке. Восстановлено совместное обучение.
В 1966 году школа №13 переехала на улицу Малышева. А в бывшем церковном здании разместились средние и старшие классы школы №62 (младшие располагались через перекресток Лучачарского-Тверитина, в двухэтажном здании по ул. Тверитина 41-А).
В 1980-м была построена современная школа №62, куда переехали и младшее, и старшее отделения, а в бывшем церковном здании разместилась музыкальная школа, позднее — колледж.
Возрождение приходской жизни
Март 2007 г. — в Областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и освящение учебного здания архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.
18 июля 2008 г. — создан приход во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, началось совершение богослужений в бывшем церковном здании.
Ноябрь 2010 г. — вступил в силу Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», епархия обратилась в Администрацию Екатеринбурга с просьбой о передаче ей здания храма.
Апрель 2012 г. — храм посетил Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, достигнута договоренность с руководством колледжа о постепенной передаче здания для нужд прихода.
Май 2012 г. — часть первого этажа здания была передана приходу.
23 сентября 2012 г. – в храме была совершена первая литургия, которую возглавил митрополит Кирилл, совершивший малое освящение церкви.
1 сентября 2014 г. — открылась православная школа-гимназия при храме, что стало продолжением истории Свято-Симеоновской церкви-школы.
9 ноября 2014 г. — состоялось освящение креста и поднятие его на купол Свято-Симеоновской церкви-школы.
Весна 2017 г. — установлен новый фарфоровый иконостас, изготовленный на Сысертском фарфоровом заводе.
Лето 2018 г. – проведен ремонт пола и потолочного перекрытия в храме.
Трижды в году приход отмечает храмовые торжества:
31 декабря – прославление святого праведного Симеона Верхотурского
25 сентября — день перенесения мощей небесного покровителя Урала и Сибири
25 мая – день второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского
Главной святыней храма является частица мощей небесного покровителя прихода и всего Урала – святого праведного Симеона Верхотурского. Написаны иконы подвижников веры, новомучеников Церкви Русской, входящих в сонм святых Екатеринбургской митрополии.
На сегодняшний день приход реализует просветительские, социальные и педагогические проекты:
- взрослая церковная школа
- детская церковная школа
- сестричество милосердия
- детско-подростковый отряд (туризм, краеведение, спортивные мероприятия)
- проводятся благотворительные ярмарки, приуроченные к приходским праздникам.