Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! В своей нагорной проповеди Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам и ко множеству народа, которое Его окружало, дал определённые заповеди блаженства – моральные нормы, исполняя которые человек достигнет вечного блаженства в Царствии Господа нашего Иисуса Христа. Причем Царство это обещается не как награда, а как соответствующая естеству человека. Практически на каждой службе повторяются эти заповеди, мы их часто слышим. Но если мы постараемся эти заповеди применить к жизни, то наверное придем в отчаяние. Потому что кто из нас может сказать, что он чист сердцем, если ежеминутно та или иная лукавая и злая мысль приходит в наше сердце. Кто может сказать, что он кроток, ведь чуть нас обидели, тут же возникает гнев, ненависть и злоба в нашем сердце. Кто может сказать, что он миротворец и заслуживает Царствия Небесного, если порой даже среди близких и родных людей мы не можем найти мира.
Настоятель отметил, что есть ещё одна заповедь блаженства, исполняя которую можно достигнуть Царствия Небесного. «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут». И сегодняшнее Евангельское чтение раскрывает нам эту мысль заповеди блаженства. Некий царь призывает своих рабов и начинает истязать их за долги, которые они имеют перед ним. И вот, один раб был должен ему очень большую сумму денег. Царь решает посадить его в темницу, забрать всё его имущество, продать его жену и детей для того, чтобы восполнить долг. Но раб уговаривает его простить ему долг. И более того, царь прощает ему долг не на какое-то время, а полностью его прощает. И вот, получив великую милость, раб выходит и встречает своего прислужника, который был должен ему какую-то мелочь. Он начинает истязать его за эту мелочь, требовать вернуть все и когда понимает, что это невозможно, сажает его в темницу. Тогда царь увидел, что совершил этот лукавый раб, призывает его и бросает в темницу, обрекая его на мучения до тех пор, пока он не отдаст всё, что должен ему. Безусловно гнев царя в этой ситуации – справедливый. Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому из нас, говорит, что так будет с каждым из нас, кто не простит ближним своим согрешения их.
Настоятель напомнил, что мы ежедневно читаем молитву «Отче наш» и просим Господа простить нам наши грехи, так как мы прощаем нашим должникам. Но имеем ли мы такую дерзость просить у Господа простить нам грехи? Разве мы прощаем нашим должникам? Нет ли в нашем сердце ежедневного осуждения? Бывает, что осуждение продлевается на целые годы, если человек нас чем-то обидел. Как тогда мы можем дерзать просить у Господа простить наши согрешения, если не можем простить нашим ближним? Будем, дорогие браться и сестры, всегда в уме держать этот образ глупого, лукавого и неразумного раба. Мы все – рабы Господни и велика та милость и всепрощение, которое Господь являет каждому из нас. Мы все – должники перед Ним. Но вместе с тем мы не уподобляемся доброму рабу, который прощает долги, которые должны нам наши ближние, долги совести. Мы даже не говорим о материальных долгах, так как мы не может даже простить того человека, который нас обидел. Будем стараться подвизаться во всепрощении, никогда не пускать в свое сердце осуждения. Будем избегать празднословия, так как очень часто из празднословия вытекает осуждение ближнего нашего. Настоятель отметил, что необходимо помнить о том, что заповедал нам Господь – быть милостивыми и блаженными, чтобы Господь и нас помиловал. Будем помнить и другие слова Господа: «Суд без милости – для того, кто не творит милость». Будем милосердны, как и Отец наш милосерд.