Преображение – совершенно особенный праздник Церкви. Не только в церковной жизни, но и в обыденной, мирской жизни под словом «преображение» мы понимаем некое качественное изменение от худшего к лучшему, ощущаем некую надежду на что-то более хорошее. Господь Иисус Христос преобразился на горе Фавор. Из уст евангелиста Матфея мы слышали, что Господь берет своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна и восходит на гору Фавор, где является им в совершенно ином образе. Он является им не в образе человека, но в образе Бога. Как говорит святой евангелист Лука, Его лицо было светло, а одежда была бела, как снег. Для нас снег – это обыденное явление, мы видим его большую часть года. Но что такое снег для жителей южных широт? Это что-то необычное, как явление Неба на земле. В тех местах белый цвет снега – это крайняя редкость в природе, которую можно было наблюдать только на вершинах гор. Настоятель отметил, что апостол и евангелист Лука под одеждой, белой как снег, подразумевал что-то удивительное и чудесное, что невозможно было описать другими словами.
Но почему Господь Иисус Христос явил себя в образе Бога под конец Своего служения? Это было на третий год Его общественного служения, незадолго до тех страшных страданий и Его крестной смерти. Это было сделано для того, чтобы апостолы, видя вольное Его страдание, именно так и проповедовали миру. Видя Его оплёванным и униженным, они должны проповедовать Его вольные страдания, так как Он – истинный Бог. Ученики Господа в Преображении увидели Его Божество. Но почему же они искусились, хотя и видели это? Один из Его учеников, апостол Пётр, троекратно отрекается от Господа, когда говорит: «Я не знаю Этого человека, я не с Ним». Ответ на этот вопрос мы узнаем из сегодняшнего апостольского чтения – соборного послания апостола Петра, то есть послания апостола Петра всей Церкви Христовой. Он говорит о том, что мы должны быть твёрды в том призвании, в котором находимся. Настоятель указал, что если бы эти слова исходили из уст какого-либо другого апостола, то можно было бы подумать, что они не подкреплены опытом и являются только теорией. Но эти слова исходят из уст апостола Петра, который троекратно отрёкся от Христа, но потом раскаивался в этом всю оставшуюся жизнь.
В примере апостола Петра мы можем увидеть пример и для себя, ведь в жизни каждого человека встречаются такие моменты, когда человек чувствует приближение этого фаворского света, когда мы чувствуем присутствие особой благодати в своем сердце. И подобно апостолу Петру, мы говорим: «Господи, как хорошо здесь, сотворим три палатки, одну Тебе, другую Моисею и иную Илии и будем здесь всю жизнь». Так и мы, когда каким-то особым образом готовимся к таинствам исповеди и причастия, или может быть где-то ощущаем в уединении, что Господь близ нас, что Он стоит прямо здесь. И никуда не хочется уходить – что бы не случилось, хочется, чтобы это чувство осталось навсегда. Мы задаем, подобно апостолу Петру, странный вопрос Господу: «Господи, давай сотворим три палатки, Тебе, мне и тем, кто меня окружает, и будем здесь всю жизнь». Но, когда мы отходим и смешиваемся с толпой, этот фаворский свет, ощущение близости Бога, теряется, как это случилось и с апостолом Петром.
Настоятель заметил, что на примере апостола Петра, который потерял этот фаворский свет и троекратно отрёкся, мы должны видеть пример нашей жизни, когда мы предаем Бога и отрекаемся от Него своими грехами. Но вместе с этим мы, по слову апостола Петра, должны быть твёрды в своём призвании, а призвание каждого из нас – это быть христианином. Не только по букве, только крестившись сразу называть себя христианином. Но когда мы троекратно обходили купель, мы говорили: «Кто во Христа крестился, тот во Христа и облекается». И обличение во Христа – это не автоматическое действие, мы не можем гордо заявить, что мы христиане, только троекратно обойдя купель. Мы можем назвать себя христианами только тогда, когда мы сообразуем свою волю с волей Господней, когда мы живем по Христову. И только тогда мы можем сказать: «Да, мы Христовы, мы живем так, как заповедал нам Господь»
Настоятель отметил, что в день Преображения Господня нужно думать и о собственном преображении души – как достигнуть того фаворского преображенского покоя и счастья, которое достиг святой апостол Пётр. И достигнув его однажды в своей жизни, будем стараться всегда сохранить его в жизни. Твердость веры – это единственное средство, которое позволяет сохранить чувство присутствие Бога в своей жизни.
В сегодняшний день святая Церковь издревле приносила в храм Божий плоды винограда. В Русской Православной Церкви, по климатическим особенностям, в этот день в храмы приносили яблоки, в знак благодарности Богу за Его попечение о каждом из нас. И в благодарность мы приносим эти плоды и начатки, которые у нас есть, чтобы Господь благословил все наши дела, труды и дальнейшие начинания. Настоятель попросил каждого из присутствующих в храме взять по одному яблочку и принести его родным и близким, которые по тем или иным причинам не успели или не смогли прийти в храм Божий, чтобы возблагодарить Бога.
Будем, дорогие братья и сестры, подражать апостолам. Не каждый может проповедовать, но мы можем стараться своим смирением, своим примером приводить людей к Богу. Постараемся поделиться этой радостью, которую каждый сегодня испытал во время богослужения, поделиться со своими родными и близкими. Тем, кто еще не просвещён благодатью крещения и помазания святым Миром, а может быть и крещён, но по каким-то причинами не ходит в храм. И может быть Господь Иисус Христос смягчит сердце этого человека благодаря яблочку, подаренному от всего сердца. И может быть эти люди придут в храм, они появятся в нашем храме или в другом и увидят пример истинного служения Христова. Будем подражать апостолам, а особенно смирением, послушанием и твёрдостью веры апостола Петра. Постараемся прожить жизнь таким образом, чтобы ощутить в этой, земной жизни присутствие фаворского света в наших душах и сохранить его в нашей жизни. Аминь.