Сегодня, братья и сестры, мы совершаем празднование Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Сегодня также, братья и сестры, начало Успенского поста, который установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны — весенний пост в Четыредесятницу, для лета — летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени — осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)». Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. Проведем время поста для пользы нашей души, ибо это время очищения от греховных помыслов и действий, время усиленной молитвы и бдения, дабы нас не одолел враг рода человеческого. С праздником!
Слово пастыря на начало Успенского поста
13.08.2014
Смотрите также:
05.11.2017 Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице
17.09.2017 Неделя 15-я по Пятидесятнице
10.09.2017 Неделя 14-я по Пятидесятнице
03.09.2017 Неделя 13-я по Пятидесятнице
01.09.2017 Неделя 12-я по Пятидесятнице
28.08.2017 Успение Божией Матери
20.08.2017 Неделя 11-я по Пятидесятнице
19.08.2017 Преображение Господне
13.08.2017 Неделя 10-я по Пятидесятнице
06.08.2017 Неделя 9-я по Пятидесятнице
30.07.2017 Неделя 8-я по Пятидесятнице
23.07.2017 Неделя 7-я по Пятидесятнице
16.07.2017 Неделя 6-я по Пятидесятнице