«Если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью»
(св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский).
Сонмы мучеников, исповедников, преподобных и праведных – представителей всех ликов святости, явила Русская Церковь за 1000-летнюю историю своего существования. От их имен и Русь получила тезоименитство и стала называться Святой Русью.
Из истории праздника. Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине 16 в. после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Была составлена первая служба в честь «новых российских чудотворцев» для совершения 17 июля (ст. ст.). Однако ни эта служба, ни составленная позже, в 17 в., не получили большого распространения; праздник был практически забыт.
Современное празднование Всех святых, в земле Русской просиявших, установлено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. в неделю 2-ю по Пятидесятнице.
Цель праздника – в один определенный день соединиться верным чадам Русской Церкви в прославлении святых угодников Божиих Русской земли. Всех без исключения – явленных и неявленных (имена их ведомы Богу), имеющих отдельные дни празднования и не имеющих, широко известных и местночтимых. Как бы принося Богу от земли Российской «красный плод Его спасительного сеяния», в ней возросший (см. тропарь праздника), празднуя святость Святой Руси.
Составить текст службы было поручено историку-востоковеду проф. Б. Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову), будущему еп. Ковровскому. О свт. Афанасии, замечательном литургисте и ревнителе Церковного Устава, хочется сказать особо. Владыка, ныне причисленный к лику святых как исповедник, из 33-х лет архиерейства около 3-х лет находился на епархиальном служении и около 30-ти провел в тюрьмах, ссылках и лагерях, не переставая при этом благодарить Бога за то, что удостоился «немного», по его словам, пострадать за Христа. Трудов по составлению и редактированию службы он не оставлял и в тюремном заключении. Впервые празднование Всем Российским святым было совершено в камере Владимирской тюрьмы.
Центральным моментом празднования является прославление святых и молитвенные к ним прошения.
«Иерусалима Вышнего граждане, от земли нашей воссиявшие и Богу во всяком чине и всяким подвигом угодившие», – так обращаемся мы к нашим святым соотечественникам и верим, что они не забывают нас, своих потомков. Как поется за богослужением праздника, ныне «бесчисленные сонмы сродников наших предстоят Царю славы и молебно ходатайствуют о нас».
Чествуя святых и воспевая святость, мы почитаем в них Того, Кто единственно свят и Кто единственно имеет силу сделать святых святыми – «дивного во святых Своих Бога».
Икона праздника. Одновременно с составлением службы свт. Афанасий разработал композицию иконы Собора русских святых. Группы святых расположены по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. Круговая композиция, отражая Божественную вечность и полноту церковной соборности, подчеркивается освящающей Собор русских святых иконой Святой Троицы прп. Андрея Рублева, заключенной в круг. Икона с возможной полнотой представляет единство разнообразных путей достижения святости, служения Богу. Преподобные и великие князья, святители и блаженные, праведные жены и мученики имеют равное достоинство пред Богом, взирающим не на лица, а на человеческие сердца. По благословению владыки икона написана известным иконописцем Троице-Сергиевой Лавры монахиней Иулианией (Соколовой).
«Святая Русь» – это и мы с вами, ныне живущие православные, по большей части, пока далеко не безгрешные и не святые. Если только хотим, стремимся, стараемся ими (святыми) стать – с помощью Божией благодати.
«В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу: благодать Божия и человеческая свобода. Соединенные верою, они рождают святого человека, разъединенные… делают возможным падение человека до рас-человека» (св. Иустин Попович).