Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! Сегодня, дорогие братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали о чуде исцеления бесноватого отрока. Отец этого отрока сначала подходит к апостолам, но те не могут исцелить отрока. Затем он подходит к Господу и говорит: «Господь! Вот, я подходил к твоим ученикам, и они не смогли исцелить его. Мой сын беснуется не постоянно, а в определённые дни. Он многократно бросается то в огонь, то в воду и никакой врач не может ему помочь. Если можешь, исцели его.» Как сказал настоятель, в этой фразе «если можешь» мы слышим лишь некую надежду, но не веру в Господа Иисуса Христа. Этой веры не было еще и у апостолов, потому что Господь Иисус Христос, отвечая на вопрос, почему они не могли исцелить его, отвечает, что вы маловерны и если бы имели веру с горчичное зерно, то могли бы передвигать горы с места на место. И действительно, мы знаем что апостолы сначала думали, что Господь — некий земной царь, который придет, чтобы освободить Израильский народ от гнёта римской власти. Они еще не видели в нем Мессии, о котором говорили пророки. И для того, чтобы они уверили, что Он есть истинный Мессия и Царство Его будет не здесь, а на Небе, Господь в первый раз явно и открыто говорит о том, что подобает Ему быть убиту и воскреснуть. Это первое обетование о Воскресении Спасителя. Вместе с этим мы слышим о средстве, с которым можно бороться с духом зла — это пост и молитва. Но что есть истинные пост и молитва?
Сегодня, когда мы стоим на пороге Успенского поста, нам нужно задуматься над тем, что есть истинный пост. Многие неверно считают, что пост есть некое ограничение в приеме пищи животного происхождения. Но это неправда, потому что ограничение в пище есть только внешняя сторона поста, безусловно необходимая и нужная, чтобы смирять нашу плоть, но не единственная. Необходимо, чтобы наша плоть, испытав некое притеснение, открыла нам нечто большее для внутреннего подвига. Без внешнего невозможно сотворение внутреннего поста и молитвы, но не стоит ограничивать дело поста лишь отказом в пище животного происхождения. Кто-то из святых отцов сказал однажды, что если бы дело поста только этим и ограничивалось, то лучшими постниками были бы коровы, потому что они вкушают лишь траву. Настоятель отметил, что не стоит уподобляться безмолвным животным, а в первую очередь нужно задуматься о внутренней составляющей поста. А пост — это в первую очередь постоянное бдение и наблюдение за собственной жизнью. Это ответ в первую очередь не на вопрос «Что я хочу?», а «Что мне можно?». Это касается абсолютно всех аспектов нашей жизни: «А позволено ли мне Законом Божиим совершить тот или иной поступок?». И если каждый раз перед совершением какого-либо дела (а может быть и злодеяния) мы зададим себе вопрос «А позволено ли это мне волей Господней?» и получив отрицательный ответ мы остановимся и не станем этого делать, то действительно, наш духовный пост будет тем постом, который приносит покаяние и плоды, которые угодны Богу. Мы подобны этому бесноватому отроку, который беснуется не всегда, но в определённые моменты. Так и мы, вроде бы живём духовной жизнью, ходим в храм, исповедуемся и причащаемся, но наступает момент, когда мы вдруг забываем о том, что мы христиане и что мы знаем заповеди Господни и начинаем творить злые дела и опоминаемся лишь в тот момент, когда уже совершили тот или иной грех. Мы думаем: как же так, ведь я давал себе и Богу обет, что больше не буду совершать этот грех. Но что-то вновь подтолкнуло меня совершить этот грязный поступок. Настоятель отметил, что для борьбы с этими состояниями, которые бывают у каждого человека, когда мы вновь и вновь совершаем одни и те же грехи, нам не хватает двух спасительных средств — поста и молитвы.
Что же такое настоящая молитва? Многие считают, что прочитав большее количество кафизм, молитв и акафистов, они станут ближе к Богу. Это не так, потому что христианская православная молитва — это не языческая молитва, благодать в молитве не исчисляется количеством прочитанных молитв. Достаточно прочитать одну молитву, и если эта молитва будет от искреннего сердца и от всей души, если она будет действительно произнесена лицом к лицу к Богу или к святому, которому мы обращаемся, то эта молитва будет угоднее Богу, чем тысяча других молитв, нами прочитанных. Бывает, что человек пришел в храм, чтобы подготовиться к таинствам, но весь его рассудок занят другим. Он не молится, а осуждающе смотрит на других, кто неправильно одет, кто что-то неправильно сделал, отвлекается на различные разговоры и дела, которые он совершил или совершит в будущем. Это не есть молитва. Каждый раз перед тем, как начать молитву, мы должны представить, что мы стоим перед тем, кому мы читаем молитву. Если молимся Николаю угоднику, нужно представить, что он сейчас стоит перед нами, мы молимся ему. Допустим, если мы приходим к человеку, от которого должны получить помощь, разве мы будем отвлекаться на посторонние вещи? Представьте, что мы приходим к начальнику, начинаем с ним беседовать и в этот момент отвлекаемся на обстановку в его кабинете, на то, что происходит на улице за окном. Разве тогда мы будем внимательными к нашей беседе? Поможет ли нам начальник, видя наше отвлечение? Так и в молитве, если будем отвлекаться, то Господь и святые не будут слышать нашей молитвы.
Настоятель подчеркнул, что молиться нужно от всего сердца, словно мы имеем истинную и близкую беседу с тем, к кому наша молитва обращена. Будем, дорогие браться и сестры, стараться за время грядущего Успенского поста стяжать эти два благодатных действия, два плода — пост и молитву, чтобы побороть наше жизненное беснование, подчинение греху и страстям. Настоятель пожелал всем помощи Божией на грядущие дни Успенского поста, и пожелал, чтобы Матерь Божия и молитва к Ней помогла пройти этот пост, хоть и не длинный, всего 2 недели, но чтобы он принес очень много благодатных плодов каждому из нас.