Братья и сёстры, сегодня мы совершаем наш престольный праздник: память праведного Симеона Верхотурского в честь перенесения его мощей 12 сентября 1704 года из села Меркушино в Николаевский монастырь г. Верхотурья. Чудесным образом крестный ход останавливался по молитве хромого юродивого Космы, который просил праведного передохнуть в пути. Воистину неисчислимые чудеса совершались у мощей Симеона Верхотурского: 60 тысяч паломников в год притекали в Крестовоздвиженский собор монастыря до богоборческих времён. Следует отметить, что в 1886 году в Екатеринбурге было создано Братство святого праведного Симеона Верхотурского, имевшее целью просвещение народа. В 1901 году при нём был учреждён миссионерский фонд для поддержки обездоленных, вернувшихся из раскола и сектантства. Именно на средства, собранные Братством, был построена Симеоновская церковь-школа. Сегодня это наш Храм. Помолимся в нём, братья и сёстры. С праздником!
Молитва это наше молчание,
Когда мы угасаем, но кажется ещё
Можем молчать. Молитва это наше отчаяние,
Способное заставить окружающих кричать.
Молитвой мы пытаемся уберечь близкого
От шагов, которые могут оказаться
Последними. Мы касаемся его плеч и произносим прошение.
Молитва это наше смирение.
Когда окончательно во всём и всеми отказано,
Мы становимся перед Господом и совершаем
Метания. Молитва это наши искания, слова, которые
Не слышат рядом стоящие и которые никто
Ещё не произносил.
Из последних сил мы принимаем молитвы,
Которые подают нам святые. И понимаем,
Никому не дано быть совершителем таинства…
Только Господь совершает чудо, отвечая прощением… На многоболезненный вопль чад своих,
Вопиющих: Святый праведный Симеоне,
Моли Бога о нас!
Жизнеописание
Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий после того, как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.
Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая свое происхождение. Главной чертой его христианского подвига было «социальное опрощение».
В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села. Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения».
Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.
В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появляются сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино Сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.
18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. 30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.
Почитание
12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушино с разрешения митрополита Филофея (Лещинского) были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурья, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Косьмы, желавшего отдохнуть. В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала. В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца иАнны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушино, из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную.
В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целями духовное просвещения. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства.
Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников число которых в начале ХХ века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек. Освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма изЛивадии, от царской семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия».В 1914 году императорской семьёй была пожертвована резная серебряная сень для раки с мощами Симеона. Её торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 километров. 27 мая мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.