Братья и сёстры! Сегодня, в Неделю десятую по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает нам Евагелие об исцелении бесноватого. Это чудо Господь совершил после Своего дивного Преображения, когда сошел с горы Фаворской: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Во-первых, мы видим, братья и сёстры, что ученики не могли исцелить бесноватого. Почему? На их вопрос Господь отвечает: «По неверию вашему». Именно недостаточность веры является в нашей жизни причиной, что мы не достигаем порой желаемого, ибо либо забываем молиться или молимся, вычитывая слова, не задумываясь об их смысле. Господь же говорит далее в сегодняшнем Евангелии: «сей род изгоняется только постом и молитвой». Таким образом, чтобы Господь услышал нас, мы должны не только молиться, но и соблюдать посты.
Как раз в это время мы совершаем с вами Успенский пост, который Церковь даёт нам во благо для исцеления нашего телесного и душевного здоровья. С какой радостью верующий человек сознаёт, что Господь и Божия Матерь дают ему силы поститься без какого — либо послабления. Если же человек вынужден во время поста вкушать что-то запрещённое Церковью, то, конечно, он радуется меньше, сознавая свои немощи, но тогда старается усилить молитвенный подвиг и более и более сокрушаться о своих грехах, которые не дают ему поститься как положено.
Поэтому всю мы, немощные, должны молиться и думать о спасении. Святые Отцы научают нас: надо рассуждать с самим собою о спасении своей души, не умствуя, спокойно; рассуждения следует перемежать с молитвою, опять-таки не умствуя и не сочиняя молитв; при молитве надо падать ниц, класть поклоны и бить себя в грудь; применять краткие, но сильные изречения, например: «Враг, яко лев, рыкая, ходит. Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бегу?» И др.
Зачем мы совершаем такие труды? Чтобы найти благодать Божию, которая действует через слово Божие и избирает для Своего действия храмы Божии, где всё имеет значение: и вид Церкви, и убранство, и священнодействия. Вошел человек в церковь праздным, больным, а вышел исцелённым.
С праздником, дорогие братья и сёстры!