В притче о блудном сыне Иисус Христос сказал, что у некоторого человека было два сына. Младший из них взял у отца следующую ему часть имения, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Потом, начав нуждаться, он вспомнил об отце и вернулся к нему. Отец встретил его радостно и сердечно. Сын раскаялся в совершенном грехе. А отец сказал рабам своим: «Станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Старший же сын осердился такой встречей своего брата и сказал об этом отцу. Он же сказал ему: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой вернулся и раскаялся».
В этой притче Иисус Христос показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника.
Эта притча учит нас любви к Богу и ближнему и напоминает многие истории, которые происходят в жизни. Вот две из них.
Одна женщина — богатая и знатная — пришла в Храм на Пасху. Одета она была в яркое и дорогое платье, со спины оголяющее ее спину. За богослужением женщина не хотела стоять, как другие прихожане, и слуги принесли ей стул. Она восседала, как вдруг раздался страшный треск, и стул под ней будто взорвался. Женщина упала, обломки стула вонзились ей в спину, потекла кровь. Быстрее, быстрее — женщину увели из Храма. Многие, узрели в этом случае наказание Божие. А некоторые возрадовались — промысел Божий направит грешницу на путь истинный. И действительно, вскоре женщина снова пришла в Храм. На исповедь. Одета она была скромно и не помышляла более о стуле, на котором можно было бы сидеть в Храме. Покаяние ее было искренним, со слезами. «Была мертва, и ожила, пропадала и нашлась»,- так можно было бы перефразировать стихи из Притчи о блудном сыне, касательно этой женщины. Кто же осуждал ее — заблуждался, ибо осуждаем грех, но не грешник.
Другая женщина — богатая и знатная — пришла вместе с мужем к епископу крестить своего ребенка, так как считала ниже своего достоинства идти к простому священнику. Во время крещения, одетая в яркое и дорогое платье, она осматривала обстановку Дома епископа, себя и думала, какое впечатление производит на окружающих, но не думала о таинстве, которое совершается. Но вскоре муж ее разорился, они стали бедными и никто более не приходил им на помощь. Тогда женщина взяла ребенка и пошла в Храм. На исповедь, к простому священнику. Одета она была скромно и не помышляла более о доме епископа. «Сила Божия в немощи совершается». Так женщина, раскаявшись, «и ожила, и нашлась».
И в первой, и во второй историях женщины ушли «в дальнюю сторону» от жизни праведной и там расточили «имение свое, живя распутно». Нищими они были до покаяния. И только придя к Отцу своему Небесному, обрели истинное богатство — Веру. «Покаяние, есть дар небесный, чудесная сила, благодатью побеждающая силу законов» (свт. Иоанн Златоуст). Господь же радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему — свои милости и дары.
В евангельской притче блудный сын «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и ,побежав, пал ему на шею и целовал его». Так и Иисус Христос, видя еще только намерение грешника, желание его обратится к Богу, уже протягивает руку и готовит прощение. Велика милость Божия! Но Божественная благодать может снизойти только с участием человека.
В притче о блудном сыне Спаситель рассказом о старшем сыне учит еще и тому, что «надобно радоваться и веселиться» обращению грешников и не считать себя, «праведного», более достойным милости Божией, чем тот, кто обращается к Богу от прежней греховной жизни.
Часто в миру мы встречаем людей, которые раскаялись во грехах пьянства и наркомании или преступной жизни. «Кто бежал из темницы, тот не пожелает видеть ее в другой раз. Кто избавился от плена, тот молится, чтобы никогда не попадать в плен» (Прп. Ефрем Сирин). Так эти люди идут по пути обожения, следуя словам: «Если ты, грешник, ежедневно станешь созидать и разорять, то Бог не погнушается ли принять молитву твою, как скоро начнешь взывать к нему» (Прп. Ефрем Сирин). Но окружающие зачастую видят в них только все прежние пороки и не слышат слов Спасителя из Притчи о блудном сыне: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Не слышать и не слушать слов Спасителя — грех. Ибо главные заповеди, которые дал нам Господь -любовь к Богу и любовь к ближнему.