Легенда гласит, что первый святой на уральской земле – праведный Симеон Верхотурский отошел ко Господу в 1642 году. Было это в правление первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Когда через 50 лет, в 1692 году, уже в царствование Петра Великого, стал восходить от земли гроб праведника с его нетленными благоухающими останками, память о нем почти изгладилась из памяти селян. Однако, пораженные таким чудом жители села Меркушино поняли, что погребенный являлся мужем не простым, а богоугодным. На этом чудеса не закончились, а только начались: от мощей праведника стала истекать благодать исцелений. Он также являлся людям во сне, давал добрые советы и помогал. Молва о чудесных мощах стала распространяться, а больные люди стали посещать место погребения новоявленного праведника. Чтобы оградить мощи от неблагоприятного воздействия стихий по благословлению тобольского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) над гробом Симеона был поставлен малый срубец, а через два года, в 1695 году, владыка, посещая Верхотурье, благословил клирикам осмотреть останки праведника на предмет нетления. Вскоре он лично прибыл в Меркушино. Испытывая боль в глазе, архиерей с молитвой обратился к угоднику божию и был исцелен. Владыка попросил присутствующих рассказать все, что они знали о почившем. Однако имя его никто из них не помнил. И только в легендарных чудесных снах владыке и еще двум священникам было открыто: «Симеон!». Тогда же начали составлять житие праведника, черпая сведения из устных рассказов стариков. Припоминали его кончину, черты характера, образ жизни и занятия. Нестяжательность Симеона при шитье одежды, кроткий нрав и незлобие осмысливались как особый подвиг юродства, а болезнь чрева была сочтена последствием воздержания и поста. Составленное митрополитом Игнатием жизнеописание местночтимого святого постепенно дополнялось сведениями о чудесных исцелениях от мощей Симеона.
С молитвенным благоговением к первому верхотурскому святому относились не только земляки-меркушинцы, но и верхотурцы. К началу XVIII столетия о праведнике узнал русский люд. Паломники из окрестных земель потянулись в Меркушино, но дорога оставляла желать лучшего. Поэтому у верхотурских клириков родилась идея – для более удобного доступа паломников к мощам перенести их в Свято-Николаевский монастырь. Надо полагать, что меркушинцы к тому времени стали страстными почитателями Симеона и были против переноса мощей, но село было невелико и им сложно было тягаться с верхотурцами, чье мнение в те времена была намного более весомым.
Различные обстоятельства откладывали осуществление этого замысла. Главным препятствием было продолжительное отсутствие митрополита, у которого надо было испросить благословение на это благое дело. В 1698 году владыка Игнатий удалился в Москву на покой, и на его место был назначен святитель Димитрий Ростовский. Из-за слабого здоровья он так и не выехал на новое место служения, а в 1702 был переведен в Ростов. На место Димитрия был назначен наместник одного брянского монастыря Филофей (Лещинский). Не сразу он появился в Сибири, но когда прибыл, к нему направились представители верхотурцев – воевода и таможенный голова. От лица жителей города они попросили благословения перенести мощи праведного Симеона из Меркушино в Верхотурье. Владыка одобрил их рвение и благословил перенести мощи в Свято-Николаевский мужской монастырь.
Для подготовки этого в Меркушино в первых числах сентября прибыл архимандрит Израиль, чтобы переложить мощи праведника в новую раку (гроб) и установить порядок перенесения. Рака к прибытию архимандрита Израиля была уже готова. Её сделали из дорогой древесины в форме большого ящика с выдвижной крышкой. Снаружи рака была украшена резьбой, а внутри обтянута кожей и выложена лебяжьим пухом. 8 или 9 сентября архимандрит Израиль с сопровождавшим его духовенством переложили мощи в новую раку. Старый же гроб, в котором был похоронен праведный Симеон, оставили в церкви села Меркушино. Позднее над местом погребения праведника, в могиле которого появился целебный родник, поставили деревянную часовню, а затем и храм.
Когда все было готово к переносу, послали известие в Верхотурье. После этого оттуда пришли священники и множество народа, святые мощи были торжественно подняты и начался крестный ход в Верхотурье. Возглавлял его архимандрит Израиль. Как будто благоприятствуя богоугодному делу, «воздух в Меркушине стал благорастворенным» и установилась сухая ясная погода, хотя перед этим несколько дней стояло ненастье. Торжественное шествие, прибыв в Верхотурье 12 сентября 1704 года, направилось в Николаевский мужской монастырь, в одном из тогда еще деревянных храмов которого и была установлена святыня. Так совершилось торжественное перенесение мощей в город Верхотурье.
Источник: Свято-Николаевский мужской монастырь (http://monastyr.org)
Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского
Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!